пятница, 23 июня 2017 г.

Как не надо устроиваться на работу

Привет всем! К нам в редакцию пришло письмо от новой репатриантки, которая пожелала остаться неизвестной. В своем письме, она просила рассказать ее грустный опыт устройства на работу в Хайфе. Опыт, он, как известно, сын ошибок... Читаем

"Ещё учась в ульпане, я устроилась вечером на подработку - уборщицей в Технион. Начальница оказалась замечательной женщиной, хевра платила исправно. Жизнь была прекрасна - я в Израиле, учёба идет хорошо, подработка нетяжёлая, деньги вполне приемлемые. Работодатель не обманывает, а уж так пугали этим "знающие люди"! И я чрезмерно расслабилась и потеряла бдительность. Ульпан подходил к концу, стоило поискать работу и в утренние часы. Были ограничения: ребёнок ходит в сад, а сад работает полдня. Соответственно, стояла задача найти работу в этом временном интервале, желательно - недалеко от дома, чтобы всё время не уходило на дорогу. И тут - о чудо! - нашлась такая работа, в трёх остановках от дома, уборка в матнасе, шесть часов, как раз во время работы садика. Причём эти милые люди были согласны ждать 2 недели, пока я закончу ульпан (тут бы мне призадуматься первый раз, зачем им так долго ждать неизвестно кого, значит, не могут найти желающих).

В офис я пошла одна, имея иврит уровня алеф, и это была главная ошибка, повлёкшая за собой все последующие. В офисе мне дали договор, разумеется, на иврите. Увидев моё замешательство, пкида объяснила мне, насколько я смогла понять, что договор стандартный, а для меня тут главное - мои часы. И показала, мол, вот написано: 7-00 - 13-00. Я согласилась, да, шесть часов, как договаривались. И подписала. 

Потом выяснилось, что я живу недалеко. Поэтому, сказала пкида, проездной не положен (почему я не отказалась устраиваться в этот момент - прикинула, что так близко к дому работу я вряд ли найду, а время на поездку "съест" всю прибыль от проездного и даже больше, лучше уж я лишний час поработаю).Пкида сообщила, что раз я согласна, то должна написать от руки в договоре, можно даже на русском, что живу недалеко, поэтому на проездной не претендую. Написала.

Мучительный процесс оформления документов без нормального языка занял минут сорок и, видимо, очень сильно истощил мои умственные способности, потому что я совершенно забыла попросить копию договора для себя (крупная непростительная ошибка!)

Проработав примерно неделю, я поняла, что картис для отмечания прихода-ухода и, соответственно, рабочих часов, мне выдавать не собираются. Пришла требовать - показали и рассказали подробно, как им пользоваться, но не выдали.  Сказали - потом. Это меня не очень насторожило, т.к. на предыдущей работе в Технионе начальница сама всех отмечала, и всегда всё было правильно, вопросов не возникало.

Однако, когда я получила зарплату на этой работе, у меня не то что вопросы появились - у меня просто глаза на лоб полезли от изумления! Но получению зарплаты предшествовала ещё одна замечательная встреча в офисе. Накануне выдачи зарплаты позвонила  разгневанная пкида (та, что меня оформляла) и потребовала, чтобы я немедленно явилась в офис по поводу картиса. Что за картис, я так и не смогла понять по телефону - у меня было 2 варианта: картис, чтобы отмечаться на работе или картис ашрай с номером счёта. Оба оказались неверны. На самом деле я должна была сдать в офис заполненный бланк со своими обработанными часами. Никто ни разу мне об этом не сообщал ни при устройстве на работу, ни на работе... Бланков не выдавали. Однако мне легко было сосчитать свои часы и без бланка - я работала все дни месяца, кроме первого и последнего дня Песаха. Заполнила бланк, но пкида перечеркнула несколько моих рабочих дней на том основании, что ирия эти дни считает нерабочими. Как я ни пыталась объяснить, что начальство призывало меня на работу каждый день, ничего не помогало. Доказывать было бесполезно - картиса на вход-выход нет, а начальство в праздники менялось каждый день, так что даже не к кому было обращаться за доказательствами. Очередная ошибка: я не проследила за подтверждением своих часов.

Новое разочарование поджидало меня при получении зарплаты: в тлуше стояло ещё меньше часов, чем мне удалось отвоевать в офисе. Но я уже махнула рукой, решив, что доказательств нет, а в следующем месяце я буду строго следить за учётом часов в праздничные дни, если придётся работать в праздники. В праздники работать не пришлось, свой заполненный бланк я сдала вовремя. Получаю зарплату - что ж такое! Опять процентов на 8 меньше заработанного! В тлуше стоит на 13 часов меньше, чем в моём бланке. Наконец до меня дошло, что пора увольняться, но прежде хотелось всё-таки разобраться. Сказала о несоответствии часов начальнику, он пообещал разобраться, но тянул целую неделю - каждый день говорил, что завтра. Только волшебное слово "увольнение" заставило его засуетиться, причём с небывалой скоростью. Из офиса прислали мой договор, в котором волшебным образом рядом с теми часами, что мне показывала пкида (7:00 - 13:00) было поставлено от руки 5,5. Рядом много текста на иврите. Оказывается, там говорилось, что мне полагается получасовой неоплачиваемвй перерыв! То есть 7:00 - 13:00 - это не шесть часов, а пять с половиной. И я узнаю об этом к концу третьего месяца работы... Замечу, что вслух про перерыв не говорилось ни разу никем, я бы заметила (уж слово "афсака" знакомо каждому человеку после ульпана), а "шесть часов", наоборот, упоминалось неоднократно. В какой момент в договор было вписано 5,5 - вопрос открытый. Напомню, себе я копию договора не взяла.

Процесс увольнения напоминал восточный базар. Сначала менаэль убеждал меня, что я такой прекрасный незаменимый работник (ещё бы! нашли дурака!), что он согласен даже отпускать меня на полчаса раньше. Но я уже поняла, что в этой конторе в следующий раз придумают что-нибудь новенькое (то ирия с нерабочими часами, то перерыв, откуда-то взявшийся...), что твёрдо решила уволиться. Но было интересно, докуда дойдёт торговля. Я сказала, что меня не интересует сокращение рабочего дня, мне обещали 6 часов. Тогда мой начальник совершил акт немыслимого альтруизма и человеколюбия и повёл меня к Самому Главному Начальнику, чтобы договориться про 6 часов. Главный  посмотрел расчетный листок, про часы ничего не сказал, но удивился отсутствию проездного, про который я даже не упоминала. Он сообщил, что несмотря на моё проживание, близкое к работе, проездной обязаны оплатить! И я могу пожаловаться куда-то в ирию и получить оплату проездного за уже прошедшие месяцы. Неожиданный поворот. Однако своё решение я менять не собиралась, поэтому начальник перешёл от преференций к угрозам. Он сообщил, что я должна отработать 15 дней после сообщения об увольнении, иначе мне не оплатят весь(!) последний месяц. Однако в двух местах, где мне удалось получить консультацию, мне сказали, что если я отработала три месяца, то должна предупредить за три дня. Начальник был очень зол и эту информацию принял со словами "Ну, ты уже взрослая девочка, и сама должна понимать последствия своих поступков". 

Итак, выводы.
" Знающие люди" всё-таки неправы, и на самом деле во всех своих ошибках виновата я сама. Чтобы минимизировать количество ошибок, полезно выполнять следующее:
1. Обязательно брать с собой на оформление иврите говорящего и ивриточитающего человека.
2. Не забывать забирать свою копию договора.
3. Сразу узнавать, как ведётся учёт часов. Если нет картиса на вход-выход, подписывать свои часы у начальника, перед тем, как сдать в бухгалтерию.
4. Если есть проблемы с оплатой, требовать начальника разобраться с этим немедленно. Если тянет время - грозить увольнением. Я поняла, что мой начальник до конца не верил, что я хочу уйти - думал, что требую улучшения условий.
Собранные вместе, эти правила кажутся совершенно очевидными, однако в процессе устройства на работу и во время работы происходит множество различных событий, за которыми можно чего-то не заметить, а про что-то забыть. Тем более, когда всё осложняется плохим знанием языка, а в коллективе нет ни одного русскоязычного человека.
А моя история не закончилась, как пройдёт увольнение и оплата последнего месяца, я не знаю."

В общем спасибо нашей читательнице, за предоставлнный опыт! Не понятно, только, отношение данных израильтян к новым репатриантам... Или, как говориться, от шаббата до шаббата...? И все равно, я хочу верить, что порядочных людей гораздо больше.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий